Фанера — материал с интересной историей и большим будущим, особенно учитывая то, что современные технологии предлагают пропитать слоенку специальными пропитками, что фактически позволяет использовать изначально строительный и упаковочный материал в автомобилестроении и даже судостроении. Транспортная фанера — яркий тому пример. Данная инструкция подготовлена с целью раскрытия этой малоосвещаемой области применения материала.
Что делает материал транспортным
О том, что фанера как материал представляет собой слоенку из лущеного шпона березы или хвойных сортов древесины — знают все. Объективности ради, хочется упомянуть о том, что не только береза, но и другие сорта лиственной древесины могут быть с успехом применены при изготовлении фанеры, при этом технология не меняется и соседние слои накладываются друг на друга с пересечением волокон под углом в 90 градусов.
Опустим все технологические этапы приготовления и перейдем к главному:
- Было замечено, что пропитка может придать материалу водостойкость, а в некоторых случаях и большую прочность. Но только она одна не в состоянии решить вопросы сопротивляемости таким неприятным моментам как изгиб и кручение. Решение этой проблемы было найдено достаточно быстро, волокна стали склеивать под разными углами, начиная от 30 и заканчивая 60 (интересный эффект при склеивании слоев под углом волокон в 45 градусов);
Интересно знать! Изменение направления волокон позволяет распределить все нагрузки воспринимаемые изделиями из фанеры равномерно. За счет сложности и неоднородности слоенки сами изделия меньше склонны к таким неприятным последствиям воздействия агрессивных внешних факторов как разбуханию, растрескиванию и усыханию.
- Изобретение ламинированного слоя и нанесение сетчатой структуры значительно расширили возможности такой фанеры, ее стали использовать в кораблестроении и автомобилестроении. Фактически, транспортная, позволяющая выстилать кузов автомобиля и воспринимать значительные нагрузки – это транспортная ламинированная сетчатая фанера.
Немного истории
Мало кто знает, что в свое время ламинированная фанера, которая завозилась на территорию нашей страны, тогда еще СССР, из Финляндии. Поэтому она и получила название финской фанеры.
В то время это был высококачественный материал, произведенный из березового и только из березового шпона с применением фенолформальдегидного клея и тонкой пластиковой пленки. Тогда эта технология была малоизученна, но отзывы впечатляли.
Постепенно область применения материала начала расширяться:
- В строительстве — многократно используемая ламинированная фанера для возведения опалубки, особенно в случаях монтажа плит на месте;
- Выстилка дна кузова, бортов в грузовых автомобилях и автопоездах;
- Судостроение – внутренняя отделка.
К сведению! Поставляемый материал был двух видов: с двумя гладкими поверхностями (верхней и нижней), с одной гладкой и одной сетчатой поверхностью, что и выделило эти изделия в разряд транспортных. В настоящее время транспортной считается именно транспортная сетчатая фанера, хотя и гладкая применяется и достаточно успешно, но об этом чуть ниже.
От истории к сегодняшнему дню
Объективности ради, хочется отметить, что практически ничего не поменялось. Для нужд автоперевозок все также используется транспортная ламинированная фанера с сетчатым слоем. Характеристики изделий: высокая прочность, влагостойкость и отсутствие эффекта скольжения востребованы и используются.
И хотя основные характеристики фанеры не поменялись:
- Размеры листа 1220х2440, 1250х2500, 1500х3000 (все размеры приведены в мм);
- Толщина листа от 4 до 30 мм;
В автомобилестроении используются не все виды листов. И главный критерий здесь, безусловно, считается толщина изделия.
Итак:
- Фанера ламинированная 24 и 27 мм. Используется достаточно широко, так как основное поле деятельности этого материала полы фургонов и двери. И хотя зачастую толщина фанеры определяется толщиной металлического профиля, но все равно она находится именно в этом диапазоне. Кроме того необходимо заметить, что гладкий ламинированный двухсторонний материал идет именно на кузов, на стенки и двери, а сетчатый слой – на пол (читайте также статью ОСБ или фанера на пол — что выбрать).
- Материал от 15 до 21 мм. Это уже для полуприцепов, где количество перевозимых грузов и их масса гораздо меньше. Так же фанера сетчатая может быть использована для выстилки днища обычных полуприцепов, рассчитанных для легковых автомобилей.
Совет! Сама по себе слоенка в 21 мм недешевый материал, поэтому многие мастера советуют использовать в полуприцепах ее только на пол, борта делать из более тонокого материала, цена которого более приемлема.
- Если вы не планируете перегружать свой полуприцеп избытком грузов, то существует еще более бюджетный вариант ламинированной «сетки» — от 9.5 до 12 мм. Такой транспортный вид подойдет не только на полуприцепы, но даже и на самодельные лодки и катера. Изделия прекрасно справятся с нагрузкой от своего веса и веса от 2 до 4-5 человек.
- И еще один размер, который будет иметь значение в автомобилестроении, это 6.5 мм. Скажем сразу это не для дна фургона, это для стенок. Именно он идет на обшивку стен фургона, а также авто-термофургона, промышленного холодильника, в технологические слоеные стенки (см.также статью Обшивка фанерой фургона или как защитить металл от вмятин и коррозии).
В заключение
Хотя транспортная фанера — недешевый материал, но достаточно прочный, стойкий к атмосферным воздействиям и неприхотлив в эксплуатации, кроме того монтаж и демонтаж таких элементов производится своими руками достаточно легко. Видео в этой статье подготовило тематическую подборку, смотрим.