Наверняка, многие слышали о способе построения лодки из фанеры с помощью склеивания отдельно вырезанных частей. Для этого не надо быть профессиональным рыбаком или же плотником. Достаточно проследовать ряду простых указаний, которые объединены в данной статье форму инструкции.
Итак – выбор за вами: тратить деньги на дорогостоящую покупную модель или освоить изготовление лодок из фанеры лично.
Последовательность мероприятий по изготовлению фанерной лодки
Выбор и подготовка материалов
Перед тем, как приступить к работе, в первую очередь, необходимо выбрать фанеру и деревянный брус под каркас. Специалисты рекомендуют покупать материал, в производстве которого используется фенольный клей. Шпонированная фанера при этом, скорее всего, будет березовой, а маркировка – ФСФ. Фанера обязательно должна быть водостойкой.
Совет: не экономьте, возьмите листы самых высших сортов и лучше всего уже отшлифованные, чтобы свести к минимуму дальнейшие работы.
Затем в соответствии с выбранной конструкцией лодки, на основе чертежей по специально выполненным лекалам выполняется раскрой фанерных листов. Для примера рассмотрим обычную рассчитанную на двоих пассажиров рыбацкую шлюпку:
- Киль – главная деталь, на которой базируется изготовление лодки из фанеры;
- Форштевень – крепится к килевой части и очерчивает нос;
- Ахтерштевень – выполняет ту же функцию в хвостовой части;
- Шпангоуты – ребра, остов, которые состоят из флортимберса (нижнего ребра) и футоксов – боковых ветвей;
- Бортовые доски – для жесткости.
Для изготовления своими руками фанерной лодки-плоскодонки понадобятся следующие инструменты и комплектующие:
- Электролобзик;
- Рубанок;
- Степлер со скобами;
- Молоток и гвозди;
- Кисти, специальный клей, пропитка и краска;
- Электродрель с набором сверл.
Сборка корпуса
Изготовление фанерных лодок, производится по технологии усовой раскройки. Каждую «выкройку-ус» перед тем, как склеить, нужно еще раз обработать торцевым рубанком.
Специалисты советуют начинать сборку на верстаке, непосредственно с выкроенного киля:
- При помощи замковых соединений к одному концу киля крепят форштевень, а к другому – ахтерштевень. Обратите внимание, что поперечная «тормозная» деталь ахтерштевня, которая называется транцем, должна быть заранее к нему приделана;
- Далее перемещают киль на пол и готовятся прикреплять шпангоуты. Все замковые соединения, которые предусматривает изготовление фанерной лодки, выполняются при помощи гвоздей или других выбранных для этого мелких метизов (5-6 мм);
- Корпус тестируется на наличие перекосов при помощи натянутой бечевки, при надобности осуществляется подгонка;
- На каждом шпангоуте делается пазовый вырез под киль, примерно на 0,5 мм уже, чтобы тот плотно входил в него;
- Шпангоуты помещаются под прямым углом, в них вбивается киль и закрепляется опять-таки при помощи гвоздей;
Совет: чтобы своими руками задать килю стрелу прогиба, используют негнущийся кусок бруса. Его привязывают к концам киля, а в середину между ними помещают брусок, обычно высотой 110 мм.
- Теперь можно прикреплять борта, которые для начала прикладываются к каркасу и укрепляются на форштевне при помощи бечевки. После того, как выступающие торцы досок обрезаны, их можно прибивать гвоздями.
Итак, каркас готов к обшивке фанерой.
Обшивка каркаса лодки фанерой
Зная, как изготовить лодку из фанеры нужно уметь правильно ставить обшивку, иначе неминуемо нарушение герметичности и появление течи. Готовый каркас переворачивается килем вверх, причем борта не должны касаться земли, лодка должна упираться длинными концами футоксов.
Итак, поэтапно рассмотрим обшивку:
- Сперва нужно снять с кромок шпангоутов фаски, что позволит обшивке более плотно прилегать к ним. Для удобства ориентации по углам на шпангоут нужно положить тонкую рейку, по плотности ее прилегания ориентируйтесь, достаточно ли вы сняли;
- Чтобы вырезать фанеру для носа и кормы, используйте построение трапеции. Верхнее основание должно иметь вырез, закругляющийся к центру. Обеспечьте также прорез до шпангоута, чтобы плавно перегнуть фанеру на форштевне;
Совет: если листы слишком сухие и начинают растрескиваться, можно их слегка намочить. Используйте кисть, смоченную в воде, и проведите по внутренней стороне. Другой способ: распарить лист, положив его на корыто с кипятком на 10-12 минут.
- Точные размеры выкроек фанеры определить сложно, ведь они зависят от размеров вашего каркаса. Однако инструкция рекомендует оставлять запас по краям в 30-40 мм;
- Положите выкройку центром на ребро киля, а расширенным основанием «трапеции» — на средний шпангоут. Закрепите при помощи метизов и начните осторожно отгибать к бортам;
- Как только листы коснулись бортов, обвяжите веревкой их вместе с ними. Если в каких-то местах выкройка отошла от бортов, подложите под бечевку распорки и прижмите;
- Согнутую выкройку снимите, предварительно карандашом наметив линии шпангоута, штевней и бортов. Продублируйте линии, отступая по бортам внутрь на 5 см, по штевню внутрь на 3 см и по шпангоуту внутрь на 2 мм;
- Обрежьте излишки за второй выполненной линией и приложите выкройку обратно к каркасу, закрывая теперь только половину ширины шпангоута. Повторите операцию с всеми частями выкройки аналогично.
В итоге обшивки лодки, киль должен быть полностью скрыт, а штевни обнажены наполовину. Готовую конструкцию можно закрепить гвоздями, оставляя расстояние между ними 25 мм. Длину гвоздей выбирайте 30 мм.
Отделка и покраска
Что касается отделки лодки внутри, тут все определяет ее назначение и цена, которую вы готовы потратить. Оборудуйте скамьи для сидения, ящики для хранения снастей, приделайте уключины для весел.
А вот для внешней отделки и защиты, профессионалы советуют использовать стеклотканевую обивку или обшивку из бязи. Можно также дополнительно поверх обшивки оборудовать фальшкили, которые не только борются с течением, но и защищают днище при швартовке к берегу.
В любом случае, перед тем как их прикручивать, лодку нужно зашпаклевать специальной водостойкой шпаклевкой в консистенции «жидкое тесто». Используйте состав на основе извести и тщательно заделайте швы, щели и соединения. Извне по мере высыхания шпаклевки лодку следует вскрыть древесной смолой в два слоя. И прежде, чем высохнет 2й слой, «надеть» готовый чехол из стеклоткани или бязи.
Совет: расправляйте складки на ткани при помощи малярной кисти, словно вы клеите обои. Концы ткани заткните в щели между бортами и прибитыми внутри кусками фанеры.
Сверху ткани с установленными фальшкилями можно еще раз пройтись смолой и установить изделие килем книзу для высыхания. Внутри лодку рекомендуется вскрыть олифой в 2 слоя, выдержав между каждым покрытием 35 часов. Затем, когда смола схватилась, можно выкрасить лодку масляной краской.
Выводы
Готовая лодка из каркаса и фанеры позволяет сэкономить средства на покупке пластиковой или деревянной шлюпки. Храните изделие в крытом помещении и контролируйте каждый сезон наличие пробоин и течей.
Их можно заделать изнутри кусками фанеры при помощи 12 мм гвоздей и вскрыть олифой еще раз. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (узнайте также как своими руками соорудить из фанеры кресло-качалку).